2021-03-09
Все статьи >
Жемчуг к ногам
Любимые, милые, единственные - те, ради которых любящие мужчины готовы бросить к ногам весь мир и букет цветов в придачу, прекрасные дамы с незапамятных времён волновали сердца своих пылких поклонников. Кто-то ради своей возлюбленной воздвигал города, кто-то называл именем любимой астероиды и кратеры на Луне, а кому-то по плечу становились подвиги и достижения, которым в веках суждено было снискать славу и восхищение потомков.
К числу последних авторов нетленных шедевров относится флорентинец Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, более известный миру под именем Сандро Боттичелли. Смешное прозвище 'ботичелли', что в переводе означает 'бочонок', досталось Алессандро от старшего брата Джованни, который любил вкусно покушать и был розовощёким толстяком.
Творить Боттичелли начал ещё с юных лет, благо отец, кожевник, мог себе позволить дать сыну соответствующее образование. Поначалу, правда, он был учеником золотых дел мастера, однако талантливому юноше хотелось оставить после себя нечто большее, нежели сияние золотых побрякушек.
Поэтому в возрасте 17 лет он переквалифицировался и 5 лет провёл в школе знаменитого земляка, мастера раннего итальянского Возрождения Филиппо Липи. Чуть позже, кстати, он познакомился с самим Леонардо да Винчи, который в те времена тоже ходил в подмастерьях у их общего учителя, Андреа Верроккьо.
Фрески и картины, популярные и востребованные в эпоху раннего Возрождения, изображали, в основном, сюжеты из 'Святого писания' и мадонн. Чувственные, полные изящества сцены скрывали в себе многочисленные аллегории. С их помощью авторы пытались донести до зрителя своё видение сюжета, придавая картине таинственный и загадочный тон, который давал повод для интеллектуального обсуждения и догадок в популярных салонах флорентийской и итальянской знати.
Боттичелли щедро использовал эти приёмы в своих полотнах. На картине 'Призвание Моисея' не только изображённая толпа, но каждое деревце и даже облака призваны подчеркнуть значимость происходящего.
Те же аллегорические черты можно встретить и на других полотнах художника: прославляющая власть всемогущей богини любви картина 'Венера и Марс', проникнутое библейским духом 'Благовещение', задорную 'Весну'.
Но одной из самых знаменитых работ Боттичелли является 'Рождение Венеры'. Грандиозный холст, размером 172 × 278 см, полон загадок и мистики. Боттичелли работал над ним с 1482 по 1486 годы - в это самое время, когда 'космические корабли бороздили просторы вселенной'. А именно - экспедиция Диаша обогнула Африканский континент, Диогу Кан помочил ножки в устье самой глубокой реки в мире, Конго, а Васко да Гама и Христофор Колумб уже собирали команды для своих фантастических путешествий.
Своё видение и понимание мира Сандро Боттичелли вкладывал в полотна. Написанные традиционно темперой - водяными красками на основе натуральных эмульсий - они оставили в истории живописи колоссальный след и благодаря технике исполнения, и благодаря своим замысловатым сюжетам. А тайну отличной сохранности картин Боттичелли удалось объяснить после их тщательного химического анализа. Всё дело в том, что находчивый художник покрывал их яичным желтком.
'Рождение Венеры' Боттичелли писал не только по заказу двоюродного брата герцога Флоренции, знаменитого Лоренцо Великолепного, но и по зову собственного сердца.
Парящая, невесомая, бесконечно и идеально женственная Венера предстаёт перед зрителем плывущей в жемчужной раковине. Этот нежный образ художник долгие годы хранил в своей памяти, ибо его носительница - Муза и тайная любовь Сандро Боттичелли, Симонетта Веспуччи - рано покинула этот мир. Выйдя замуж в 16 лет за Марко Веспуччи (родного брата того самого Америго, давшего своё имя вновь открытому континенту), она блистала при флорентийском дворе. Все мужчины Флоренции были без ума от её небесной улыбки и невесомого образа, принцы крови добивались её расположения, в их числе и сами представители олигархического семейства Медичи - Лоренцо и Джулиано. Юной прелестнице удалось невозможное: 'мужчины любили её без возбуждения, а дамы восхваляли без злобы'.
Но, когда Симонетте исполнилось 23 года, она стала всецело принадлежать лишь одному бездушному владельцу - смерти. Как ни блестяща была жизнь придворной красавицы, противостоять чахотке не смогли даже самые лучшие врачи того времени. Она ушла, оставив о себе светлую память, а сам Боттичелли остаток жизни всех своих мадонн и богинь писал по памяти с образа непревзойдённой первой красавицы Флорентийского королевства. Даже похоронить себя он завещал возле неё. К ногам своей возлюбленной Боттичелли бросил саму Вечность!
Увидеть полотно сегодня можно в одном из самых старейших европейских музеев - в галерее Уффици во Флоренции. А добавить картину 'Рождение Венеры' в личную онлайн-коллекцию позволяет программа HOBBYKEEPER ОНЛАЙН. Благодаря продуманному функционалу и удобному интерфейсу пользователи программы могут создавать свои цифровые архивы картин, монет, марок, открыток, банкнот. Вы всегда будете в курсе новинок, сможете легко и быстро систематизировать и редактировать материалы коллекции, а при желании - показать её другим пользователям.
Присоединяйтесь, и невозможное станет возможным, а недоступное - доступным вместе с Хобби Кипер!